Ведомости,
13 марта 2017 г.
ОСАГО поизносилось 1206 просмотров
Выплата по ОСАГО должна рассчитываться с учетом износа, постановил Конституционный суд. Его решение противоречит готовящейся реформе ОСАГО – поправки могут снова переписать.
Страховая выплата по ОСАГО должна рассчитываться с учетом износа деталей, по утвержденной ЦБ единой методике, а недостающую для полного ремонта сумму потерпевший вправе требовать через суд, но не со страховщика, а с виновника ДТП, постановил Конституционный суд (КС). Нельзя подвергать сомнению право пострадавшего на восстановление своего имущества до состояния, в котором оно было до аварии, заявил зампред суда Сергей Маврин (цитата по «Интерфаксу»), а человек, причинивший вред, обязан полностью возместить ущерб. Но если страховщик виновника ДТП оплатил ремонт автомобиля потерпевшего с заменой старых деталей на новые, доплачивать по суду тот уже ничего не должен.
Опираясь на решение КС, страховщики попытаются доказать государству, что Конституции соответствует и ремонт с использованием бывших в употреблении качественных деталей – особенно для тех марок, к которым деталей нельзя найти, сказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Но займутся они этим уже после того, как государство реформирует ОСАГО и введет приоритет натурального возмещения, добавил он. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин допускал, что, если страховщики за год действия реформы докажут способность делать ремонт качественно, им позволят использовать не только новые запчасти, но и бывшие в употреблении.
Возможно, поправки к закону об ОСАГО о натуральном возмещении, второе чтение которых запланировано на 15 марта, придется вновь скорректировать – с учетом решения КС, замечает замминистра финансов Алексей Моисеев. Сейчас они предполагают, что не только ремонт, но и денежная выплата в ряде случаев должны производиться без учета износа. В частности, гражданин должен получить стоимость новых деталей, если организовать ремонт качественно и в срок невозможно в силу отсутствия достаточных мощностей, качества на станциях техобслуживания (СТО), заявил он в пятницу телеканалу «Россия 1».
За что деньги
Если страховщик не смог предложить СТО, готовую отремонтировать автомобиль за 30 дней, находящуюся максимум в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, а если автомобиль гарантийный и моложе двух лет – имеющую лицензию на ремонт данной марки.
В феврале депутаты перечислили в поправках к закону об ОСАГО перечень случаев, когда автовладелец может получить возмещение деньгами, а не ремонт (см. врез). Если доступный сервис отсутствует и ремонт «в натуре» невозможен, в соответствии с поправками страховая компания выплачивает деньги без учета износа, говорит Моисеев, поскольку ситуация чревата злоупотреблениями: «Страховщик будет говорить – ремонтная служба загружена, давайте с износом выплатим. Должно быть равенство». Именно так, по его словам, следует трактовать поправки к закону об ОСАГО. Аналогичной позиции придерживается председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Представитель ЦБ в воскресенье не смог предоставить комментарии.
Это не единственный «денежный» случай, который согласно поправкам оплачивается без износа, добавляет Моисеев. Сюда же относятся и так называемые тяжелые жизненные обстоятельства: смерть застрахованного, тяжкий вред его здоровью, приобретенная в результате ДТП инвалидность.
Теперь поправки могут быть пересмотрены, говорит Моисеев: «Изначально предполагалось, что [выплата проводится] без износа, но с учетом позиции [КС], думаю, нам придется их скорректировать». Аксаков – за принятие закона в нынешнем варианте: «Он выверенный, но он и в интересах застрахованного лица. Новые детали – это же не новая машина, это качество ремонта».
«Как страховщик, я вижу, что государство хочет за счет частного бизнеса обновить парк транспортных средств, который в России очень стар: средний возраст машин составляет около 10 лет, износ узлов и агрегатов превышает 70%», – возмущается руководитель управления методологии обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров, отмечая, что страховщики уже работают за пределами рентабельности. Износ в упомянутых случаях учитываться не должен, убежден он, а отсутствие СТО в 50 км от нужного места не проблема страховщиков: «Нужно было давным-давно упорядочить деятельность СТО». Ремонт может осуществляться без учета износа, а подсчет выплаты – с учетом, считает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Сейчас закон об ОСАГО прямо говорит, что, как бы ни производилось возмещение, должен вычитаться износ, КС просто подтвердил это, отмечает директор по развитию страхования МАКС Сергей Печников, но решение послужит опорой страховщикам и при разбирательствах в судах, и при разработке законов. Текущая реформа ОСАГО предполагает, что ремонт будет производиться без учета износа, а вот возможность выплаты без износа никто не обсуждал, удивляется он.
«[КС] не было сказано дословно, что можно ставить бывшие в употреблении запчасти, это было сделано как прецедент в рамках определенного дела, в дальнейшем каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально», – осторожен исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов, если норма вызовет много протестов, последует новое разъяснение КС, которое вряд ли будет на стороне страховщиков.
Анастасия ГОЛИЦЫНА / Ведомости
Вся пресса за 13 марта 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июля 2025 г.

|
|
kurskcity.ru, 23 июля 2025 г.
Арбитраж рассмотрит иск к «АльфаСтрахованию» на 300 млн руб. из-за гибели свиней

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
Лесные пожары и конвективные штормы в США стали причиной страховых убытков в $100 млрд в первом полугодии 2025 года — отчёт Aon

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 23 июля 2025 г.
Страховщики грозят поднять тарифы после массовых задержек рейсов в РФ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
Китай: участие в добровольной медстраховке снизилось впервые за годы стабильности

|
|
Forbes, 23 июля 2025 г.
Страховые компании могут поднять тарифы из-за массовых задержек авиарейсов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
Жители Гонконга переосмысливают долголетие: исследование Manulife 2025

|
|
CNews.ru, 23 июля 2025 г.
В «Почте Mail» стало доступно автострахование

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
Южная Корея рискует потерять 85% населения к 2125 году — удар по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 23 июля 2025 г.
Курский свинокомплекс потребовал с «Альфастрахования» 300 млн по страховке

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
Cathay Century Insurance запускает интеллектуальную платформу для агентов — мгновенные данные о клиентах

|
|
РИА Пензенской области, 23 июля 2025 г.
Пензенцы получили высокотехнологичную медпомощь на 772 млн рублей за полгода

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
Кармел Грин: страховщики требуют доказательств зрелой кибербезопасности на этапе андеррайтинга

|
|
Коммерсантъ, 23 июля 2025 г.
«Ковровое» покрытие

|
|
МК в Воронеже, 23 июля 2025 г.
Аварийный комиссар обманул участников ДТП под Воронежем на 397 тысяч рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июля 2025 г.
JFSL и Allianz создают совместное перестраховочное предприятие в Индии

|
|
Газета.Ru, 23 июля 2025 г.
Большая часть москвичей не смогут получить выплату за упавшее дерево на авто, заявил эксперт

|
22 июля 2025 г.

|
|
Финмаркет, 22 июля 2025 г.
Чистая прибыль страховщиков РФ в 2025 году превзойдет на 20% рекорд 2024 года и превысит 600 млрд руб – прогноз НКР

|
 Остальные материалы за 22 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|